Иван Моисеев

ivan_moiseyev

Проблемы межзвездных перелетов

Иван Моисеев


Previous Entry Share Next Entry
Иван Моисеев
ivan_moiseyev

"Необъяснимая чехарда"… и ее разоблачение

Д.Рогозин призвал прекратить "необъяснимую чехарду" при выборе ракет.
http://ria.ru/space/20140307/998565463.html
Д.Рогозин призвал Роскосмос и Минобороны обосновать, какие космические аппараты потребуется выводить на орбиты в обозримой перспективе. "Без этого нельзя определиться с семейством ракет-носителей. Надеюсь, что данная работа положит конец необъяснимой чехарде при выборе ракет-носителей", — отметил вице-премьер.

Что ж, придется потратить некоторое время, чтобы объяснить эту "необъяснимую чехарду". Тем более, что "в семилетний план поимки хулиганов и бандитов я ведь тоже внес свой очень скромный вклад".

В некотором смысле придется признать, что инициатором нынешней "чехарды" стал Московский космический клуб. В конце 2006 г. МКК организовал Круглый стол "Национальный космический вызов", на котором ряд выступающих сетовали на дефицит стратегических задач в отечественной космонавтике. Эта озабоченность была транслирована на самый верх российской вертикали и публично воспроизведена в виде поручения Президента РФ о "создании обобщенной программы космической деятельности на 30-40 лет". Позднее Президент подчеркнул, что именно сейчас у России есть возможность "реально перейти от мер использования и поддержания прежнего, еще советского "космического капитала" к осуществлению новых, действительно амбициозных проектов в космосе".

Эти высказывания Президента были с удовлетворением восприняты космической отраслью и ее руководством, как команда лететь куда-нибудь подальше. Оборот "амбициозные задачи" вошел в активный космополитический лексикон. Предприятия начали рисовать новые проекты, Роскосмос писать новые программные документы.

В 2008 г. были приняты "Основы политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2020 года и дальнейшую перспективу",  в прошлом году этот документ был заменен на "Основы государственной политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу". А еще есть "Система взглядов на осуществление Россией независимой космической деятельности со своей территории во всём спектре решаемых задач на перспективу до 2040 года". (Этот документ упоминаются в выступлениях представителей Роскосмоса, но его содержание не опубликовано.)

Казалось бы, бери и читай. Что будет до 2020 года, что до 2030 года. Никакой "чехарды", утверждено на самом высшем уровне. Проблема в том, что эти документы носят ярко выраженный ведомственный характер и не страдают избытком конкретности. Они открывают широкий простор для творчества – на бумаге, по крайней мере. Вот картинки, например:
4
32
1
Действительно, есть, где заблудится. Особенно если учесть, что эти картинки отражают далеко не весь спектр предложений, да еще они и меняются во времени…
Однако реальностью изо всего этого изобилия обладает только многострадальное семейство "Ангара" (почему многострадальное – это как-нибудь в другой раз, тоже поучительно…). За ним уже есть готовое "железо", а все остальное только "бумага".

Призыв Д.Рогозина "обосновать, какие космические аппараты потребуется выводить на орбиты в обозримой перспективе" означает постановку задачи по разработке очередного стратегического документа. Можно предположить, что вскоре таких документов станет так много, что уже в их чехарде будет разобраться сложнее, чем в "чехарде" при выборе ракет-носителей.

С другой стороны, понятно, что изменившаяся ситуация, проводимая реформа отрасли девальвировала действующие документы, что действительно, надо писать новые. Но желательно при этом учесть негативный опыт разработки старых документов. В частности, необходимо отказаться от закрытого и ведомственного подхода при разработке стратегических материалов. При этом следует понимать, что одного открытия информации недостаточно. Требуются специальные организационные усилия для формирования соответствующего интеллектуального межведомственного пространства и системы для разработки таких документов.

Нужна простая и всем понятная система стратегических документов, определяющих развитие космической отрасли в России. Такая система должна обеспечить согласованность действий разных министерств и ведомств, баланс интересов всех участников космической деятельности, понимание целей и задач космонавтики всеми гражданами России.
Структура системы стратегических документов по космосу определяется структурой системы исполнительной власти.
I уровень. Документ президента РФ. "Политика России в сфере космической деятельности" (например).
Определяются главные цели и задачи, принципы космической деятельности, приоритеты, распределяются роли министерств и ведомств, устанавливаются принципы межсекторного взаимодействия (государство-бизнес-потребитель), предпочтительные направления международного сотрудничества. Это должен быть короткий и просто написанный документ, доступный для понимания любому образованному человеку.
II уровень. Правительство РФ. "Стратегия космической деятельности". Детализация и конкретизация  "Политика России в сфере космической деятельности" с конкретными поручениями министерствам, ведомствам, определением этапов реализации.
III уровень. "Федеральная космическая программа", "План мероприятий по реализации документов Президента и Правительства".
Эти документы, как обычно, подкрепляются документами второго уровня – планами реализации, распоряжениями и т.п.

Головным министерством, готовящим документы I и II уровня должен быть не Роскосмос (как это было до настоящего времени), а Минэкономразвития. Все документы должны быть открыты, в случае необходимости, часть можно вынести в закрытые приложения.

При такой системе даже самый необученный вице-премьер и даже академик будут иметь возможность увидеть за "чехардой" реальное состояние дел, конкретные цели  и задачи.

  • 1
Могу предложить вариант простой как угол дома, но надежный - взять список КА, выведенных РФ за крайние пару лет, и исключить всё что вылезает за четыре сигмы, и от этого дальше плясать - например, вспомнить что мировой ВВП растет примерно на 6% в год, и соответствующий сложный процент (6% и сколько там лет планировать для следующей увеличенной модификации), прибавить к максимальной массе что имеется в отфильтрованной выборке.

Можно вместо списка выведенного РФ, взять список всех остальных (исключая РФ), чтобы исключить такие явно артефактного характера явления, как Глонасс, ну и по аналогичной процедуре рассчитать - ИМХО, так будет объективнее, но конечно будут очень возражать представители российской космической индустрии.

Этот вариант представляет чисто академический интерес.
На практике новые РН появляются исходя из потребностей, путем ряда итераций.
Причем может быть два подхода:
- определяется спектр потребностей и под него делается РН (например, история Р-7, Ariane, Falcon);
- конструктор делает эскиз РН исходя из своих интересов и уже под него подгоняет потребности для оправдания работы.
Нынешний всплеск разговоров о супертяже - как раз яркая иллюстрация второго подхода.
А вот когда РН уже сделана - под нее начинают погоняются ПН (потребности).

Ну вот четыре сигмы из исторической выборки, это и есть, согласно принципу Парето, фактически материализовавшиеся потребности.

По остальному, давайте называть вещи своими именами - ну допустим, кому-то хочется запустить 200-тонный спутник - любой адекватный специалист уверенно скажет, что спутник с наземкой стоит в разы дороже РН, следовательно, учитывая серийность нынешних РН, для эксклюзивных целей, есть смысл сделать свою особенную РН, а не подгонять потребности серийных РН для оправдания работы конструктора.

Спасибо. Согласен с вами.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account