По оценке ГИС-Ассоциации на обеспечение действующего в настоящее время режима секретности на данные ДЗЗ ежегодно тратится более 15 миллиардов рублей. Еще больше страна теряет в виде упущенной прибыли от неиспользования закрытых данных. Принятый в России режим секретности на данные ДЗЗ за прошедшие десятилетия привел к существенному торможению как развития ИСЗ, так и средств обработки и использования данных ДЗЗ.
В целом, все указанное создало ситуацию, когда Россия, первая и до сих пор одна из крупнейших космических держав, занимает только 0,2% мирового рынка ДЗЗ.
Несостоятельными являются отсылки на опыт США в части установления режима закрытия данных по их разрешению. В отличие от России, США получает данные, которые по данному параметру являются наилучшими, им есть что скрывать. А данные с военных спутников РФ уступают данным с зарубежных коммерческих спутников.
По практическому решению проблемы для РФ считаю приемлемым разделение режимов распространения данных ДЗЗ по их источнику.
На распространение данных со спутников, созданных в рамках Федеральной космической программы (ФКП), никаких режимных ограничений не накладывается.
Минобороны определяет режим использования данных ДЗЗ, созданных в рамках Программы вооружений (ПВ).
Создание спутников двойного назначения (финансируемых по ФКП и по ПВ) следует избегать по причинам экономически-организационного характера. В случае, когда статус спутника официально определен как двойной, режим его использования определяется Постановлением Правительства, проект которого подготавливается Минэкономразвития.
Предлагаемое решение может быть сформулировано следующим образом:
"Министерство обороны РФ:
- формирует раздел государственного оборонного заказа, касающийся космических аппаратов ДЗЗ оборонного назначения и технических средств приема и обработки первичных данных ДЗЗ;
- организует использование первичных и обработанных данных ДЗЗ, получаемых с космических аппаратов гражданского назначения в интересах обороны;
- разрабатывает для утверждения Правительством Российской Федерации порядок использования данных ДЗЗ, полученных с космических аппаратов оборонного назначения в гражданской сфере, а также для решения задач в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации и за рубежом.
Министерство обороны РФ не может включать в государственный оборонный заказ разработку и создание космических аппаратов ДЗЗ и наземных средств получения и обработки данных ДЗЗ в случае, если требуемые результаты могут быть обеспечены российскими гражданскими аппаратами ДЗЗ и наземными средствами.
Министерство обороны РФ не может принимать документы регулятивного характера, распространяющиеся на порядок использования данных ДЗЗ гражданского назначения и на деятельность организаций, не подведомственных Минобороны".
О режиме секретности на данные ДЗЗ
February 28th, 2014
Режим секретности...
Распространение данных зарубежных КА ДЗЗ и было, и есть абсолютно свободно. Съемка любых объектов с КА так же возможна и никем не контролируется в России. Доступ же к российским данным это отдельная история и она не связана с секретами, они просто никому не нужны.
Наличие лицензии ФСБ? Это легко оспаривается в ФАС, да и отношения непосредственно к ДЗЗ это не имеет.
Обслуживание интересов министерств, в которых присутствуют первые отделы?
Re: Режим секретности...
http://www.gisa.ru/87611.html
Не думаю, что здесь работают интересы министерств, работает нежелание их работников думать и что-то делать.
Re: Режим секретности...
Справедливости ради, это всё ж такие не о секретности самих данных ДЗЗ, но, как вы правильно заметили, с помощью этого секретного списка могут поприжать, особенно с учетом принятия новых антишпионских законов.
Фактически, получается так, что передав заказчику снимки, на которых будут объекты из секретного перечня, можно угодить под статью. Но, в действительности, это не работает, а работать будет лишь как карательный инструмент когда надо, тут согласен полностью.
Re: Режим секретности...
И другое - сейчас важно, чтобы геопространственными данными занялись как можно больше предпринимателей и инвесторов. А нормальный человек, посмотрев на документы, скажет только: "Чур меня!".