Иван Моисеев

ivan_moiseyev

Проблемы межзвездных перелетов

Иван Моисеев


Previous Entry Share Next Entry
Иван Моисеев
ivan_moiseyev

Очередное космическое безобразие от Минэкономразвития

Вбросив в Думу законопроект о фонде ДЗЗ (см. http://ivan-moiseyev.livejournal.com/72477.html ), МЭР не успокоился на достигнутом и внес в Правительство законопроект о развитии ДЗЗ -
http://path-2.narod.ru/new_news/8022916w.docx.

Тот же ужас, но в квадрате.
Фрагмент моего заключения на законопроект:
"1. В сопроводительном письме к Проекту Закона указывается:
"В соответствии с пунктом 4 плана первоочередных мероприятий на 2014 - 2015 годы, необходимых для снижения ограничений на получение и применение пространственных данных, утвержденного протоколом заседания Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 6 августа 2014 г. № 3, Минэкономразвития России … внесло в Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О развитии деятельности по дистанционному зондированию Земли в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»".
Однако в тексте Проекта Закона нет ни одной нормы направленной на снижение ограничений на получение и применение пространственных данных.
Более того, в Проекте Закона, предлагается ряд норм, усиливающих ограничение и вводящих необоснованную и контрпродуктивную регламентацию в сфере дистанционного зондирования Земли.
Проект Закона никак не учитывает Постановление Правительства РФ от 17.12.2014 N 1390 "О публичном использовании данных дистанционного зондирования Земли из космоса, получаемых с зарубежных космических аппаратов и российских космических аппаратов гражданского назначения". Отказ от внесения соответствующей нормы в Проект Закона в контексте документа означает, что разработчики предлагают лишить юридической силы указанное Постановление Правительства Российской Федерации. Кроме того, Статья 16 представленного Проекта Закона вступает в прямое противоречие с Постановлением Правительства Российской Федерации.

2. В статье 6 Проекта Закона вводится требование лицензирования
в области дистанционного зондирования Земли. Это требование противоречит Федеральному закону от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”, который устанавливает, что "Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается".
Получение, обработка, хранение и распространение данных дистанционного зондирования Земли не может принести ущерб, указанный в Законе “О лицензировании отдельных видов деятельности”. Меры по предотвращению возможного ущерба от предоставления некачественных услуг в сфере ДЗЗ не имеют какой-либо специфики и регулируются Гражданским кодексом и другими действующими законами.
Таким образом, данной статьей Проекта Закона вводится избыточные и необоснованные требования к физическим и юридическим лицам, работающим в сфере ДЗЗ. Кроме того, данная норма Проекта Закона имеет ярко выраженный коррупциогенный характер.
3.  В Статье 7 Проекта Закона вводится принцип "обеспечение равного и недискриминационного доступа физических и юридических лиц к данным дистанционного зондирования Земли при условии их распространения в установленном порядке".
В этой же статье говорится: "3.Первичные данные дистанционного зондирования Земли, полученные с космических аппаратов дистанционного зондирования Земли гражданского назначения, находящихся в федеральной собственности, предоставляются органам государственной власти и местного самоуправления на безвозмездной основе по их запросам.", что вводит существенную дискриминацию между организациями и гражданами, работающими по заказам органов власти и организациями и гражданами, работающими по иным заказам.
Такой подход вступает в противоречие и с "Основами государственной политики в области использования результатов космической деятельности в интересах модернизации экономики Российской Федерации и развития ее регионов на период до 2030 года", подписанным Президентом Российской Федерации 14 января 2014 года.
4. В Статье 9 Проекта Закона вводится норма "2. Космические аппараты дистанционного зондирования Земли, создаваемые за счет средств федерального бюджета, являются собственностью Российской Федерации и не подлежат приватизации".
Данная норма ограничивает права собственности Российской Федерации на космические аппараты, создаваемые за счет средств федерального бюджета. На практике часто возникает необходимость передать/продать космический аппарат юридическому лицу – оператору соответствующего аппарата. То же возможно и при реализации программ государственно-частного партнерства. Такие действия находятся в компетенции Правительства Российской Федерации, ограничение этой компетенции в Проекте Закона никак не обосновано.
5. В Статье 10 Проекта Закона вводится норма "3. Планирование дистанционного зондирования Земли и организацию получения первичных данных дистанционного зондирования Земли при помощи государственных космических аппаратов дистанционного зондирования Земли обеспечивают операторы соответствующих государственных космических аппаратов дистанционного зондирования Земли (далее - Операторы), которыми выступают бюджетные учреждения, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, являющимся заказчиками создания государственного космического аппарата дистанционного зондирования Земли или в интересах которых создан такой государственный космический аппарат дистанционного зондирования Земли".
Вопрос об операторах государственных космических аппаратов дистанционного зондирования Земли актуален и разрабатывается в Госкорпорации "Роскосмос". Здесь возможны разные варианты, заранее и без проработки определять, что оператором может быть только бюджетное учреждение, некорректно.
6. Глава 3 Проекта Закона "Дистанционное зондирование Земли с летательных аппаратов" содержит только отсылочные нормы, все регулирование предлагается разработать Правительству Российской Федерации. Это означает, что разработчикам Проекта Закона нечего сказать по данной теме. Законодательное обеспечение дистанционного зондирование Земли с летательных аппаратов необходимо разрабатывать, но введение в Проект закона главы с таким названием может привести к неверному заключению, что такое законодательное обеспечение уже существует.
7. В целом следует отметить перегруженность Проекта закона текстом, не несущим правового смысла, грубо-упрощенно описывающим технологические процедуры дистанционного зондирования Земли.
Выводы.
Задача правого обеспечения деятельности с сфере дистанционного зондирования Земли актуальна, однако, представленный Проект Закона концептуально несостоятелен, имеет много внутренних противоречий, не учитывает уже принятые нормативные акты, содержит коррупциогенные нормы.
Tags:

Recent Posts from This Journal


?

Log in

No account? Create an account