Иван Моисеев

ivan_moiseyev

Проблемы межзвездных перелетов

Иван Моисеев


Previous Entry Share Next Entry
Иван Моисеев
ivan_moiseyev

О схеме государственного управления в сфере ДЗЗ

Неудовлетворительное состояние в области дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) определяется двумя большими блоками проблем:
- низких качественных и количественных характеристиках спутниковой группировки ДЗЗ;
- неразвитой инфраструктурой использования результатов космической деятельности.

Одной из основных причин сложившегося положения является недостаточный учет интересов потребителей данных ДЗЗ заказчиком, производителем и оператором спутников, в лице которых вплоть до настоящего времени выступает Роскосмос и подведомственные ему предприятия. В настоящее время такой учет различных интересов осуществляется системой согласования Роскосмосом программных документов по созданию спутников и государственного сектора инфраструктуры приема, обработки и распространения данных ДЗЗ с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ).

Недостатки такой системы является то, что согласование осуществляется бюрократической частью управления, по своим интересам далекой от решения актуальных технических вопросов. Документы, определяющие создание космической техники разрабатываются ведомством, которое отвечает за создание этой техники и объективно заинтересовано в минимизации работ и рисков, существенно изменяющих сложившеюся практику.
С другой стороны, руководителям согласующих ФОИВ проще завизировать документ, чем вступать в сложную техническую дискуссию с Роскосмосом. Кроме того, существует взаимозависимость ведомств – "сегодня ты не завизируешь, завтра тебе не завизируют", а именно успешное прохождение документов является основной практической задачей бюрократической части управления.

Планируемое создание ОРКК, возможно, улучшит ситуацию, разделив заказчика и производителя спутников, но здесь трудно ожидать быстрых результатов. Кроме того, в результате намеченной реформы образуются две крупные
государственные структуры, для которых развитие ДЗЗ явно не будет приоритетом.


Рассматриваемая концепция "национального оператора" ДЗЗ сложна в исполнении и не обещает серьезных сдвигов в развитии российской группировки спутников ДЗЗ. Из-за относительно быстрой сменяемости национального оператора, объективно он будет не заинтересован  в стратегическом долгосрочном развитии  группировки, текущая работа будет у него на первом месте.

При анализе организации государственного управления в части ДЗЗ, можно придти к выводу, что неудовлетворительная ситуация возникает из-за отсутствия в данной сфере "своего" ведомства, ответственного за эффективность использования данных ДЗЗ в целях экономического развития. (Можно, сравнить, например, с космической связью, где интересы потребителей отстаивает Минсвязи и где ситуация существенно лучше.) Однако сегодня создание такого ведомства по ряду причин представляется трудно реализуемым.

Учитывая ярко выраженный межведомственный характер проблематики ДЗЗ, адекватным решением могло бы стать создание Правительственной комиссии по вопросам развития ДЗЗ.

Основными задачами такой Комиссии должны стать:
- организация взаимодействия и координация деятельности заинтересованных ФОИВ и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению государственной политики в сфере ДЗЗ;
‑ рассмотрение и подготовка согласованных предложений по вопросам функционирования и развития сферы ДЗЗ;
- рассмотрение предложений по государственному содействию предпринимательству в сфере ДЗЗ и организации программ государственно-частного партнерства;
- рассмотрение предложений по управлению государственной собственностью в сфере ДЗЗ.

В своей работе Комиссия должна опираться на Технический совет, формируемый из инженеров, делегируемых в Технический совет заинтересованными ФОИВ и наиболее крупными частными и государственными предприятиями, работающими в сфере ДЗЗ.
Аналогичная конструкция (Постоянная комиссия +  Совет потребителей) существует, например, в энергетической отрасли.

Разумеется, предлагаемое решение не являются панацеей и должно быть подкреплено рядом других мероприятий, в частности, изменениями и дополнениями существующей законодательной и нормативной базы деятельности в сфере ДЗЗ.
Tags:

?

Log in

No account? Create an account